Мар 16

Данный материал — продолжение предыдущего «СТРУКТУРА ЮМОРА»

Юмор не отличается чем-либо существенным от игры в танчики, доту или участие в составе частной иностранной армии. Юмористы – это, по сути, такие же «грустные» люди в жизни, как и все остальные. Просто в юморе они видят интересный способ поразвлечься и сделать происходящее вокруг более разнообразным. Ну а что, с юмором легче преодолеваются проблемы, легче общаться с окружающими, легче проскакивать скользкие и неловкие ситуации. Полезный навык…

 

В прошлом материале мы привели пример создания шутки и разобрали ее структуру.

Еще раз вспомним тот пример:

Чем старше я становлюсь, тем больше свидания мне начинают напоминать собеседования.

Итак, помним, что то, над чем мы будем шутить – это Главная обыгрываемая мысль, или опровергаемое Ожидание.

  1. ПрМ-ОМ (исходные ВВОДНЫЕ, подчеркнем активные Стартовые составляющие в блоке): 1. Я. 2. Чем старше становлюсь. 3. Свидания как встречи.
  2. ПоМ-ОМ: независимо от возраста, свидания есть свидания. Это любовь, интерес, взаимная симпатия, доверие, увлеченность.

а) (Опровергаемое Ожидание = ОФ) оПоМ-ОМ: свидание – взаимная симпатия, взаимная увлеченность (ПоМ опровергает на невзаимную).

б) (Связующее Звено = Общая Мысль = Подтверждаемое Ожидание = пПоМ-ОМ): свидание как встреча.

  1. Новые стартовые в блоке ВВОДНЫХ, который в НЛП): 1. Я. 2. Чем старше становлюсь. 3. Свидания как встречи.
  2. ПрМ: начинают напоминать собеседования и трудоустройство.
  3. ПоМ: становишься не интересным, напрашиваешься, просишь, надеешься.
  4. Двигатель шутки: МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА, ИГРА СЛОВ.
    Связующее Звено:
    Свидание = Встреча
    ИЛП (ОФ)   ↙                                           ↘   НЛП (ПоМ)

    Взаимная                                    Невзаимная
    (Надо обоим)                                       (Надо мне)

Резюме.
Наиболее важными компонентами юмора являются нахождение:
1. Подразумевающейся Мысли (ПоМ) (новой, нестандартной, необычной, несопоставимой, неожиданной развязки),
2. Исходной Опровергаемой (ОФ) (обычно уже присутствует изначально или вытекает из диалога автоматически) и
3. Связующего Звена (Общей Мысли = Объединяющей точки = Бифуркационной Мысли = пПоМ-ОМ).

 

Вот эти три компонента.

Шутка создается на 3 варианта исходных данных.

1. Первый вариант – 0. Когда ничего нет. Ни Вводных, ни Ожидания. Полное отсутствие. Например, стоишь около девушки на остановке или в полном молчании с собеседником/-ами, и при этом нужно сообразить юмористический оборот, желательно не тупой.

2. Второй исходный пласт данных – наличие Блока Вводных. Когда есть только Блок Вводных данных, но нет цели, зачем это и почему происходит. То есть когда не простроена остальная логическая цепочка с Ожиданием. Например, любые картинки: зебра на жирафе, демотиваторы на картинках (без описания). Обычно это то, что происходит перед тобой на улице: подъехала грязная маршрутка, на улице в 10 метрах впереди наклонилась девушка, бабушка рассыпала орехи. Рассыпала. Но цели нет. Цель (в нашей терминологии «Ожидание») из этих событий необходимо простраивать самому.

3. Третий вариант – наличие полной исходной логической параллели (ИЛП). Когда есть Вводные (причина) и Ожидание (цель); когда описывается рядовое логически закономерное или (подвариант) необычное событие, имеющее цель с выстроенной исходной логической параллелью. Частый и типичный пример – это движение обычного разговора: лег в пять, проспал до четырех часов вечера, а по работе нужно еще много чего сделать. Теперь не успеваю. Максимум накладные двум покупателям оформил, и то одну полчаса переделывать пришлось – вернули с кучей ошибок. И Соня звонила, в драм театр звала к восьми вечера на какую-то там лобуду, что-то типа «Мистер икс, или игрик»…

Что видим? В речи с одной на другую переходит и переходит множество законченных цепочек ИЛП, имеющих блоки причин-следствий. Обычных или необычных вещей – без разницы. И те, и те (если нужно создать именно шутку) будут всегда являться исходными логическими параллелями. Даже необычные события, т.к. под это нужно в любом случае придумывать необычную развязку (в нашей терминологии ПоМ).

 

Вне зависимости от количества исходных данных, для создания шутки, как мы выше разобрались, нам нужны будут три, всего три, компонента.

Первое, это что-то нестандартное, необычное. Это какой-то необычный сценарий (необычная развязка) – она же ПоМ, которую нужно будет сгенерить с нуля во всех трех случаях. Второе – простроенная из рассказываемой истории или события логическая Обыгрываемая Мысль, которая будет находиться во взаимном опровержении с Подразумевающейся Мыслью.

И третье – общая сцепка. Игра слов, задействование второстепенных слов, ложная интерпретация или подлог понятий. ИГРОЙ СЛОВ мы находим общее слово или фразу – составной компонент для исходной цели-следствия в ИЛП и одновременно же перебрасываем ее в НЛП как неопровергаемый компонент исходной цели (в нашей терминологии Ожидание, или Связующее Звено), чтобы это Связующее Звено мы потом конгруэнтно навязали ПоМу, и этой штукой сцепили обе мысли, опровергаемую и подразумевающуюся.

 

В общем-то, все сказано. Мы ищем что-то необычное, или как события в речи могли бы развиваться нестандартным образом. Ищем нестыковки, необыкновенность, несопоставимость, несоответствующую первичной логике мысль. Ищем ту самую ПоМ. Из-за чего может не сбыться, как можно опровергнуть, исключить, перевернуть, переиграть. После того, как найдется ПоМ, Обыгрываемая Мысль в ИЛП (она же у нас опровергается?) будет найдена легко и в большинстве случаев автоматически.

Так, основную работу при поиске необычной развязки, опровергающей исходную, мы проделали уже на этапе нахождения ПоМ.

Вторым ключевым моментом после определения ПоМ, остается только отыскать что-то общее. Общую точку, общую сцепку, объединяющую мысль, часть ожидания, которая перенесется и подтвердится на ПоМе. Это Связующее Звено.

Мы ищем то, что объединяет два нетождественных события. Возможно, это даже более ключевой момент, найти что-то общее между необычной мыслью и исходной, которую необычная мысль опровергает.

Итого, мы имеем на руках 2 главных условия создания шутки: посредством ассоциаций, Игры слов, второстепенных слов — детального описания, ассоциаций, интерпретации, подмены значений или многозначности, нам нужно всего-то

 1. найти ПоМ, и

2. найти Связующее Звено.

Стоп, стоп, стоп, автор. Получается, разногласие с предыдущим материалом? Там же мы писали о создании новой логической параллели и о смещении акцента?

Разногласия нет. Нахождение Подразумевающейся Мысли (ПоМ) – это и есть создание новой логической параллели (НЛП) в ином контексте. А Связующим Звеном мы смещаем, уводим акцент с Обыгрываемой Мысли на Подразумевающуюся (ну, через создание Проговариваемой Мысли (ПрМ), разумеется).

И на итоге шутки получится, и это крайне важно, что мы проговориваем новое событие словами исходного (словами Связующего Звена).

 

И еще раз коротко.

  1. Ищем необычное (ПоМ); то, что опровергнет Обыгрываемую Мысль (ОМ) в ИЛП. В этот момент создается НЛП. Происходит переключение.
  2. Находим общую точку (сцепку) у ПоМа и ОМ. Она будет родственной для ОМ и натянуто родственной для ПоМа. Этим действием мы готовим смещение акцента.
  3. Проговариваем общей точкой-сцепкой (Связующим Звеном) новое событие (развязку), словами исходной логической параллели (ИЛП). Таким образом, мы маскируем Подразумевающуюся Мысль (ПоМ) Проговариваемой (ПрМ). Смещается акцент.
Если ПоМ не находится или шутку необходимо сгенерировать с нуля, хорошим маневром, кстати, является заход со стороны Вводных данных. При этом нужно задать максимально разнородные, разноплановые, несопоставимые и несоответствующие друг другу термины, значения и понятия в одно событие, с детальным описанием и обилием второстепенных уточняющих в исходном событии, и дальше из этого «исходника» вычленить необходимые три Стартовые составляющие, которые и будут активными в шутке.

 

Юмор – это когда говоришь мысль ее словами, но в другом контексте, ее при этом опровергнув. Получается своего рода перевертыш словами исходной мысли. Или, если немного переиначим,

Юмор – это факт происшествия иного незапланированного события вместо ожидаемого, озвученный словами ожидаемого.

 

Сам смех рождает, скорее всего, три фактора и прежде всего:

  1. ПоМ →Х→ ПоМ-ОМ – визуализированная картинка-история ПоМ, которая рождается диссонанс с ИЛП и несоответствие обеих мыслей второму закону логики.
  2. Подброшенное Ожидание (Связующее Звено) во второе событие, и вкупе с ним:
  3. Подброшенная ложная причина от перенесенного на НЛП Ожидания (Связующего Звена), поглощающая (вытесняющая) родную в новой логической параллели (НЛП).

***   ***   ***

И в завершение материала решил отдельно вынести один процесс, чтобы не засорять информационное наполнение на обзоре основ. У шутки есть своеобразный «двигатель», или технический ее центр  — Связующее Звено (он же Игра слов). СЗ истинно для ИЛП и навязано для НЛП. Мы это обговорили. И у этого двигателя есть своего рода «запал», который его запускает. Этот «запал» — Обыгрывающая (Подтверждающе-Опровергающая) Стартовая во ВВОДНЫХ, которая активируется в новой логической параллели (НЛП).

Давайте на разобранных примерах:

— Катя уснула между Олегом и Олегом, однако желание сбылось только у ребят.

Где СЗ: должно сбыться желание (у кого-либо). А «запал»? Уснула.

Чем старше я становлюсь, тем больше свидания мне начинают напоминать собеседования.

СЗ: свидания (взаимные и невзаимные). «Запал»? старше.

Обыгрывающая Стартовая является «зажиганием» для Связующего Звена, она подтверждает ПоМ и опровергает ОМ. Нахождение ее, как и двух других Стартовых, так же обязательно. Когда раскладываешь анекдот по элементам, Связующее Звено находится «на поверхности», оно проговаривается через ПрМ и находится на всеобщем обзоре, а Обыгрывающая Стартовая спрятана за ним и не видна. О сверхважности этого компонента говорить излишне, оно и так ясно. Хотел только уточнить, что ищется она на втором этапе одновременно со Связующим  Звеном, после нахождения ПоМа. Обыгрывающая Стартовая — это как бы уравновешиватель переноса Связующего Звена, чтобы навязанное новой логической параллели Ожидание смотрелось более конгруэнтно.

 

Александр Маломужев


Комментировать:

человечек с поднятой рукой: